Иоганн Непомук ГуммельДата рождения: 14 ноября 1778
Место рождения: Братислава
Страна: Словакия
Дата смерти: 17 октября 1837

Иоганн (Ян) Непомук Гуммель (Jan (Johann) Nepomuk Hummel)  - австрийско-немецкий (мать была словачкой)  пианист-виртуоз и композитор. Его творчество отражает переход от эпохи классицизма к романтическому периоду в музыке.

 

О жизни

Гуммель родился в Братиславе (в то время - часть австрийской империи). Его отец, Йозеф Гуммель, директор Императорской военно-музыкальной школы в Вене и дирижер театрального оркестра, хотел сделать из сына скрипача, но Ян выбрал фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт, впечатлённый способностями мальчика в восьмилетнем возрасте,  предлагает ему бесплатные уроки, хоть занятия были нерегулярными, тем не менее прогресс был огромным и Моцарт предсказывал мальчику блестящее будущее. Своё первое выступление Гуммель сделал в возрасте 9-ти лет на одном из концертов Моцарта.  Выступление оказалось таким успешным, что спустя год его отец решил взять мальчика в своё концертное европейское турне по Чехии, Германии, Дании и Англии. В Лондоне Иоганн взял несколько мастер-классов у итальянского пианиста Муцио Клементе. Гуммель оставался в Лондоне до 14 лет, учась и гастролируя. Из-за начавшейся революции он отложил своё турне во Францию и Испанию и вернулся домой в Вену в 1793 г. 

По возвращении он продолжает своё обучение у таких мастеров музыки, как Иоганн Георг Альбрехтсбергер, Йозеф Гайдн и Антонио Сальери.  Примерно в это же время в Вену прибыл молодой Людвиг ван Бетховен, чтобы обучаться музыке у Гайдна и Альбрехтсбергера, между двумя молодыми музыкантами завязывается дружба. И хотя поначалу талант Бетховена очень подорвал веру Гуммеля в собственные силы и возможности, он быстро выздоровел без особого ущерба. Несмотря на тот факт, что дружба между Гуммелем и Бетховеном характеризовалась взлетами и падениями, в целом, она основывалась на взаимном уважении и примирении. После смерти Бетховена и по его пожеланию Гуммель в память о великом музыканте организовал концерт, в котором участвовал ещё один знаменитый венский композитор Франц Шуберт, и после которого Гуммель и Шуберт стали хорошими друзьями. Шуберт посвятил свои три последние фортепианные сонаты Гуммелю.  Однако, оба композитора не дожили до первой публикации сонат, и издатель решил посвятить произведения Роберту Шуману.

В 1804 г. в возрасте 26 лет Гуммель занял освободившийся после отставки Гайдна почётный пост капельмейстера князя Эстерхази в Айзенштадте.  Но после семи лет службы, в 1811 г. он был уволен с этого поста из-за пренебрежения обязанностями и вернулся в Вену. После этого он начинает (или продолжает начатую в детстве) сольную карьеру как музыкант и дирижёр, гастролируя по Европе и России.  В 1813 г. он жениться на немецкой оперной певице Элизабет Рёккель. У них было двое сыновей. Некоторые эксперты полагают, что бессмертное творение Бетховена "К Элизе" посвящено именно Элизабет Рёккель. 

С 1819 г. Гуммель живёт в городе Веймар, где занимает должность капельмейстера местного театра. Он сделал этот город музыкальной столицей Европы, приглашая лучших музыкантов для выступлений и концертов.  И здесь же он заводит тесную дружбу с Гёте и Шиллером, своими коллегами по театру. Занимается педагогической деятельностью с молодыми музыкантами. Самым известным его учеником является Феликс Мендельсон.  

Помимо профессиональной деятельности он одним из первых начал бороться за авторские права музыкантов, против интеллектуального пиратства. 

О творчестве и влиянии на развитие музыки

Заглядывая вперед, Гуммель шагнул в следующую эпоху музыки в своих произведениях. Музыка Гуммеля приняла иное направление, чем у Бетховена, он не бросал вызов устоявшимся традициям.  Его "Соната фа-диез минор", соч. 81, и "Фантазия для фортепиано", соч. 18, являются примерами, как гармонично сочетаются классическая структура с новыми растянутыми сонатными формами. Философией Гумеля, на которой основано его творчество, была "наслаждаться миром, давая радость в мир". 

В основном, все его произведения созданы для фортепиано - для инструмента, на котором он был одним из великих виртуозов своего времени. Он написал восемь фортепианных концертов, десять сонат для фортепиано, восемь фортепианных трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, октет для духовых инструментов, сонату для виолончели, два фортепианных септета, сонату для мандолины с оркестром, концерт ми-мажор для трубы, 22 оперы, мессы, и многое другое.

Заметное отсутствие среди работ Гуммеля симфоний, возможно, объясняется тем фактом, что он не хотел или не смог следовать нововведениям Бетховена в этой области, хотя это не объясняет, почему он не создал симфонию, скажем, в стиле Гайдна. Гуммель составил несколько интересных аранжировок для фортепиано, флейты, скрипки и виолончели для некоторых фортепианных концертов и симфоний Моцарта. Влияние стиля Гуммеля просматривается в ранних произведениях Фредерика Шопена и Роберта Шумана.

В 1828 г. в Германии Гуммель опубликовал свой знаменитый труд "Полный теоретический и практический курс обучения искусству игры на фортепиано, начиная с самых простых начальных принципов и включая всё необходимое для совершенного стиля исполнения"  ("A Complete Theoretical and Practical Course of Instructions on the Art of Playing the Piano Forte Commencing with the Simplest Elementary Principles and Including Every Requisite to the Most Finished Style of Performance"). Эта работа в течение нескольких дней после выхода в свет разошлась тысячными тиражами. В этом учебнике он уделил внимание посадке за инструментом, осанке, положению рук, работе пальцев  и, в целом, создал новый, красивый стиль игры на фортепиано. Впоследствии, его ученик Карл Черни - композитор, педагог и пианист продолжил и развил стиль игры на фортепиано, предложенный Гуммелем.

Ян Непомук Гуммель умер в 1837 г. в Веймаре.  И хотя он при жизни был очень популярен и почитаем, с наступлением романтического периода в классической музыке его произведения, во многом старомодные, были быстро забыты. Он подобно Гайдну ушёл в тень Моцарта, но сейчас интерес к его работам постепенно возвращается. 

 

Комментарии  
0 #1 Светлана Нечаева 27.11.2011 07:47
Спасибо. Очень содержательная статья. Жаль, что в тексте есть орфографические ошибки. 1 абзац - классцизм (пропущена буква), 3 абзац - что бы (надо чтобы), примерение (надо примирение). Все-таки писать, тем более о классической музыке, следует грамотно.
С уважением Светлана Нечаева
Цитировать
Добавить комментарий