Джоаккино Антонио РоссиниДата рождения: 29 февраля 1792
Место рождения: Пезаро
Страна: Италия
Дата смерти: 13 ноября 1868

Джоакино Антонио Россини (итал. Gioachino Antonio Rossini) — итальянский композитор, автор оперной, духовной и камерной музыки.

Россини родился 29 февраля 1792 г. в итальянском городке Пезаро. Его родители были музыкантами. С детства Джоакино обучался пению, игре на чембало и скрипке, а также теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церковных хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижер хора в оперных театрах. В 1806-1810 гг. обучался музыке в Болонском музыкальном лицее, где его преподавателями были В. Каведаньи (виолончель) и С. Маттеи (контрапункт). С 1806 г. Россини — член Болонской филармонической академии. Первая опера «Вексель на брак» была написана в 1810 г. В последующие годы он регулярно пишет оперы для театров Венеции и Милана - "Счастливый обман", "Шелковая лестница", "Пробный камень", "Странный случай", "Синьор Брускино". Постановки этих опер в разных театрах сделали имя Россини широкоизвестным в Италии.

К 1813 г. относится начало зрелого периода творчества Россини. Комическая опера "Итальянка в Алжире" и большая героическая опера "Танкред" определили основные линии его творчества. В 1814 г. написана комическая опера "Турок в Италии", а в 1815 г. - большая историческая опера "Елизавета Английская", поставленная в неаполитанском театре "Сан-Карло".

В 1816 г. в Риме впервые поставлен шедевр Россини в области комической оперы - "Севильский цирюльник" на сюжет 1-й части трилогии Бомарше. Эта опера явилась итогом и обобщением векового развития итальянской оперы-буфф, Россини написал ее в рекордно короткий срок (около 20 дней). Музыка "Севильского цирюльника", темпераментная, сверкающая остроумием и весельем, коренится в излюбленных жанрах итальянской народной танцевальности и песенности. Характеристики действующих лиц отличаются меткостью и образной рельефностью. Ансамбли чрезвычайно динамичны. Все это обеспечило "Севильскому цирюльнику" долгую жизнь на оперных сценах всего мира.

В том же 1816 г. в Неаполе была поставлена опера Россини "Отелло, или Венецианский мавр" на сюжет трагедии Шекспира, в которой заметны веяния романтизма, охватившего итальянское оперное искусство в первой половине XIX века.

Потеряв интерес к комической опере, Россини в дальнейшие годы посвящает свое творчество преимущественно опере героико-патриотической. Для неаполитанского театра он пишет оперы (даты постановок) - "Армида" (1817 г.), "Моисей в Египте" (1818 г.), "Гермиона" (1819 г.), "Женщина с озера" по сюжету поэмы В. Скотта (1819 г.), "Магомет II" (1820 г.), "Зельмира" (1822 г.) и другие. В этих операх Россини широко пользуется хорами и большими ансамблями, подготовляя тем самым монументальный стиль последней своей оперы "Вильгельм Телль".

В 1821 г. Россини женится на певице Изабелле Кольбран.

В 1824 г. Россини получает должность директора Итальянского театра в Париже. Во французской столице он поставил в переработанном виде свои оперы "Моисей" и "Магомет II" (под новым названием "Осада Коринфа"), написал для театра "Опера-комик" "Графа Ори" (1828 г.), а для театра "Гранд-опера" - "Вильгельма Телля" (1829 г.), оказавшегося его последним оперным произведением. "Вильгельм Телль", написанный на сюжет драмы Шиллера, явился высшим достижением и обобщением героико-патриотической линии творчества Россини. Обилие хоровых массовых сцен, общий приподнято-ораторский тон (особенно в партии главного героя), большой оркестр - все это придает опере "Вильгельм Телль" характер монументального спектакля, требующего большого театра и большой сцены. Локальный колорит (использование в музыке характерных швейцарско-тирольских напевов), образы природы (озера, горный ландшафт Швейцарии) накладывают печать романтизма. Опера "Вильгельм Телль" Россини наряду с "Немой из Портичи" Обера явилась важным звеном в цепи событий, составивших историю "большой французской оперы" от парижских опер Глюка и Спонтини к историко-романтическим операм Мейербера.

Не обращаясь более к оперному искусству, Россини, как директор театра Итальянской оперы в Париже, привлекал к работе своих младших современников Беллини, Доницетти. К 1830-м годам относится ряд духовных произведений Россини, в том числе знаменитая "Stabat mater", сборник песен "Музыкальные вечера", ансамбли, хоры и другие сочинения.

В 1836-1855 гг. жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским музыкальным лицеем.

В 1845 г. умирает первая жена композитора.

В 1847 г. Россини женится на Олимпии Пелиссье.

В 1855 г. вновь обосновался в Париже, сделав свой дом одним из самых модных музыкальных салонов.

Россини скончался 13 ноября 1868 г. в городке Пасси близ Парижа. В 1887 г. прах композитора был перевезен во Флоренцию.

Джоакино Россини обладал редким мелодическим дарованием. Нескончаемый поток пленительных мелодий, то задушевно-лирических, то искрометных, заполняет музыку его опер. Оркестр в операх Россини не ограничивается аккомпанирующей ролью - он отличается драматургической выразительностью, участвует в характеристиках героев и сценических ситуаций. Если композиция опер Россини традиционная (музыкальные номера, чередующиеся с речитативами), то по существу его творчество привело к обновлению основных направлений итальянского оперного искусства и определило дальнейшие его пути.

Имя Россини носит консерватория в его родном городе, созданная согласно его завещанию.

Добавить комментарий