СкрипкаСчастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь
и вселяет в нас надежду, остальное–как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословению я по небу лечу…

Трудно встретить в наше время человека, не имеющего представления о скрипке — основном музыкальном инструменте, относящемся к семейству смычковых. Скрипка — один из наиболее благородных, широко распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Царица музыки — так наиболее метко характеризуют этот удивительный по красоте звучания музыкальный инструмент. Огромные исполнительские возможности, богатство, выразительность и теплота ее тембра обеспечили этому инструменту вместе со своими сородичами — альтом, виолончелью и контрабасом ведущее положение в симфонических оркестрах, в различного рода ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту.

История скрипки

Сведения по истории смычковых музыкальных инструментов не очень богаты и подробны, как этого хотелось бы. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые смычковые инструменты появились именно у восточных народов.
Древнейшим смычковым инструментом, по-видимому, был раванострон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служит грифом и шейкой, в верхнем конце палочки сделаны отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок из бамбукового дерева, изогнутого дугой, был снабжен волосами. Звук раванострона слабый, глухой, но приятный. По преданию раванострон был изобретен Раваной, царем цейлонским, за 5000 лет до н. э. Раванострон сохранился и до настоящего времени у странствующих жрецов Будды.
К последующим древним смычковым инструментам можно отнести ребаб. Ребаб (ребеб, ребек) имел корпус, сделанный из четырех деревянных пластинок, составляющих рамку, на которой натянуты два куска пергамента, образующие нижнюю и нерхнюю деки. Гриф имеет форму цилиндра и составляет вместе с головкой одно целое. Ножкой служит железный прутик, прикрепленный к грифу, который проходит через весь инструмент и служит опорой во время игры. В IX веке в сочинениях о музыке средних веков упоминается смычковый музыкальный инструмент лира —однострунный инструмент с подставкой, подгрифником и подковообразными отверстиями в деревянной деке (это не та лира, которую обычно изображают в древнегреческой мифологии).
Старая скрипкаВ XIII—XIV столетии появился еще один из видов смычкового музыкального инструмента — фидель, который явился прообразом виолы. Корпус фиделя строился уже по другому принципу, чем лира. Корпус состоял из вытянутой рамки, верхней и нижней деки. Верхняя дека имела вырезы. В таком виде корпус фиделя был похож на гитару, а в дальнейшем перешел к форме виолы.
Уже в XIV столетии появилось большое количество видов виол, а в XVII веке их уже насчитывалось десятки видов. Наиболее широко применялись следующие: очень большая виола — бас; большая бас-виола де-гамба (гамбами (от итальянского гамба — нога) назывались все инструменты, которые во время игры держали между коленями, тогда как виолами де-браччио (от слова «рука») назывались в отличие от гамб все инструменты, которые во время игры держали в руках.); малая бас-виола де-гамба в пяти вариантах по настройке; тенор-виола и альт-виола де-гамба, каждая в двух вариантах настройки; кант-виола де-гамба в четырех вариантах; виола бастарда в пяти вариантах; виола де-браччио в четырех вариантах. Из этих разновидностей виол в дальнейшем развились контрабас, виолончель, альт и виолина — скрипка. Последний инструмент образовался из виолы посредством уменьшения в объеме (виолина — есть уменьшительное от слова «виола»).
Виолина — скрипка или настоящая дискантовая скрипка существует с первой половины XVI столетия. Родина ее — Северная Италия. Изобретение скрипки в таком виде, в каком мы ее знаем, приписывается итальянскому мастеру немецкого происхождения, жившему в Болонье, Гаспару Дуифопруггару (1467—1530), который изготовлял вначале виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 г. Гаспаром Дуифопруггаром и сохранившаяся до наших дней, хранится в Нидергейском собрании и г. Аахене. Эта скрипка была сделана для короля Франца I.
Дальнейшее свое развитие смычковые инструменты получили и XVI—XVII веках в городах Северной Италии — Брешии и Кремоне. Наиболее выдающимися мастерами в Брешии были Гаспар Бертолотти (1540—1609) и Паоло Маджини, в Кремоне — Никколо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу. В то время самыми распространенными смычковыми инструментами были виолы, поэтому Бертолотти и Маджини делали главным образом эти инструменты. Но известны и скрипки их работы. Особенно ценятся скрипки Паоло Маджини, которые создали ему славу величайшего мастера брешианской школы. На скрипках Маджини играли Берио, Вьетан, Марто и другие знаменитые скрипачи.
Андреа Амати (1535—1612) был основателем кремонской школы скрипичных мастеров. Однако скрипки его работы встречаются в настоящее время редко. Сыновья Амати — Антонио (1555—1640) и Иероним (1556—1630) работали по образцу отца и тем не менее формы их скрипок уже свидетельствовали о значительном прогрессе. Сыном Иеронима — Никколо (1596—1684) заканчивается род мастеров семейства Амати, в течение полутора веков пользовавшегося всемирной славой. Они по праву считаются основателями кремонской школы, но им не суждено было довести скрипку до высшего совершенства. Это сделал величайший мастер всех времен ученик Никколо Амати — Антонио Страдивари, имя которого известно не только любому образованному музыканту, но и вообще всякому культурному человеку.
Антонио Страдивари родился в 1644 г. и по некоторым сведениям можно судить, что уже в 13-летнем возрасте начал заниматься скрипичным мастерством. К 1667 г. Страдивари закончил учение у Амати и с этого времени начал самостоятельно изготовлять смычковые инструменты. Первые самостоятельные работы Страдивари, хотя и носили явные признаки влияния учителя, однако уже отличались изяществом форм и мощным звуком. Период творческих исканий, в течение которого Страдивари выработал собственную модель, длился около 30 лет. Несмотря на то что до конца своей долгой (93 года) жизни он оставался экспериментатором, с 1695 г. существенных отклонений от разработанных им моделей уже не было.
Страдивари создал идеал скрипки как по форме, так и по звуковым качествам. Страдивари также принадлежит честь завершения формирования виолончели в том виде, в котором она дошла до наших дней.
Наиболее способным учеником Антонио Страдивари был Карло Бергонци (1686—1747), скрипки которого имеют много общего с инструментами учителя. Одним из современников Страдивари и его соперником был Бартоломео Джузеппе Гварнери — внук родоначальника династии скрипичных мастеров Андреа Гварнери. Джузеппе Гварнери было присвоено прозвище «дель Джезу», так как на этикетках своих инструментов он ставил значок, напоминающий эмблему монашеского ордена иезуитов. Сведений о жизни Гварнери почти не имеется. Долгое время была распространена легенда о том, что он последние годы провел в тюрьме и там делал скрипки, а тюремщик сбывал эти инструменты с большой выгодой для себя. Однако достоверность этой легенды весьма сомнительна.
Инструменты Гварнери отличаются от скрипок Страдивари более плоской формой деки и покрыты лаками самого разнообразного оттенка — от золотисто-желтого до вишневого. Звук скрипок сильный и сочный, особенно при игре в больших концертных залах. В связи с этим инструменты Гварнери особой популярностью пользовались в XIX веке, когда скрипки вышли за рамки тесных камерных помещений.
Существовали в Италии в XVII—XVIII веках и другие скрипичные школы — венецианская, миланская, неаполитанская, флорентийская и другие. Однако эти школы не приобрели такого значения, как кремонская и брешианская.
Свой вклад в развитие скрипичного мастерства внесли и другие страны. Во Франции скрипка появилась позднее, чем в Италии. Одним из первых скрипичных мастеров во Франции был Каспар Тифенбруккер (1553—1571), он же Дунфопруггар — житель Лиона. Однако скрипки его работы до наших дней не сохранились. Известны в настоящее время только виолы, изготовленные Тифенбруккером.
Наиболее выдающимся из ряда других французских мастеров считают Никола Люпо (1758—1824). Люпо вышел из семьи, которая на протяжении нескольких поколений занималась производством скрипок. Он работал сначала в Орлеане, а затем в Париже. В своих работах Люпо опирался на модели скрипок Страдивари. Однако его инструменты, хотя и отличались громким звуком, но по богатству тембра уступали итальянским образцам.
Из французских мастеров XIX века всемирную славу завоевал Жан Батист Вильом (1798—1875). В 1819 г. Вильом приехал в Париж и там начал делать инструменты для скрипичного мастера Франсуа Жано, сконструировавшего оригинальную модель скрипки без углов и имевшего в связи с этим временно крупный успех своим нововведением. Под руководством высокообразованного Жано Вильом напряженно изучает образцы инструментов прославленных итальянских мастеров, а затем усиленно копирует модели Гварнери, Страдивари, да так искусно, что его работы принимают за оригиналы . Вильом был величайшим знатоком старинных инструментов, громадное количество которых прошло через его руки. Он был невероятно трудоспособен: им было изготовлено около 3000 инструментов. Вильом был непревзойденным мастером смычков, его виолончели имели превосходные концертные качества.
Большую известность получили тирольские скрипки. Тироль — это маленькая горная страна в Альпах, жители которой издавна зинимались резьбой по дереву, а также изготовлением музыкальных инструментов. Самым крупным скрипичным мастером, пользовавшимся в XVII веке чрезвычайной популярностью в Западной Европе, был Якоб Штайнер (1621 —1683). Скрипки Штайнера были похожи по форме на инструменты Никколо Амати, но отличались более высокими сводами дек; звучание инструментов Штайнера имеет мягкий, лирический характер. Было время, когда скрипки Штайнера ценились в несколько раз дороже инструментов Страдивари. Подлинных инструментов работы Штайнера в настоящее время очень мало. Встречающиеся ныне скрипки с этикетками Штайнера являются ничем иным, как подделкой, которой занимались тирольские мастера — последователи Штайнера.
Из немецких мастеров, следовавших образцам Страдивари, выдающихся успехов достигли Бахман, Хунгер, Эрнст и некоторые другие, работавшие в конце XVIII и первой половине XIX века.
В Англии узнали и оценили работы итальянских мастеров значительно позже. Английские мастера копировали Штайнера, а позднее скрипки Маджини, Амати и Страдивари. Известны английские мастера Барак Норман (1678—1740), Ричард Дьюк (работал с 1750 по 1780 г.), Беджамен Банке (1727—1795). Последователем Дьюка был Додд, замечательные смычки которого получили широкую известность.
Из голландцев наиболее известен Генбрик Якобе, работавший в Амстердаме с 1690 по 1712 г., ученик Никколо Амати. Большинство скрипок работы Якобса уже давно снабжены этикетками с именем Амати и обращаются в продаже как подлинные инструменты этого мастера.
В Польше в XVI веке работал замечательный мастер Мартини Гроблич (1555—1610), вероятно, ученик Маджини, следовавший ею образцам. Инструменты Гроблича превосходны и сейчас являются полноценными концертными инструментами. Кроме скрипок, Гроблич делал много виол, которые по технике выполнения, изяществу форм и чудесному звучанию являются шедеврами мирового значения. Из других известных скрипичных мастеров Польши можно назвать имена Яна Даккварта и Гроблича младшего (первая половина XVIII века), Миколая Савицкого (1792—1850), Кпучинского (конец XIX- начало XX века).
В Чехословакии скрипичное мастерство является распространенной профессией. Первые скрипичные мастера пришли в Чехию из Тироля и Баварии в конце XVI века. Наиболее талантливыми мастерами Чехии являются Томаш Эдлингер (1662—1729), Ульрик Эберле (1699—1768), выходец из Тироля, в 1725 г. основавший в Праге собственную мастерскую. В свое время Эберле считался лучшим мастером Центральной Европы; Кашпар Стрнад (1759 1823) работал по моделям Страдивари. Его скрипки пользуются известностью далеко за пределами Чехословакии. Из пражских мастеров XX в. можно назвать Франца Шпидлена (1867—1916), его сына Отакара Шпидлена (1895—1938), талантливого высокообразованного мастера и инструментоведа.

Истрия скрипки в России

Смычковые инструменты в России появились, по-видимому, в очень отдаленное время. Факт существования подобных инструментов в XI веке подтверждается изображением на фреске Киевского Софийского собора фигуры музыканта, держащего у плеча, подобно скрипке, смычковый инструмент. Первое литературное упоминание о скрипке в России было в 1596 г. в словаре Лаврентия Зизания, а одно из самых ранних дошедших до нас изображений — в 1692 г. в «Букваре» Кариона Истомина. Можно предполагать, что скрипка уже в близком к классическому типу виде появилась в России к началу XVI в. В некоторых литературных источниках указывается предположительно, что предшественником скрипки был своеобразный смычковый инструмент, называемый «суной». Такой инструмент бытовал в народной исполнительской практике до второй половины XIX века.
Суна имеет корпус скрипки и по своему устройству ее можно отнести к предшественнице скрипки — смычковой лире. Но если лира имела одиннадцать и более струн, то у суны, так же как и у скрипки, было лишь четыре струны. Наибольшее распространение смычковые инструменты получили на юге России — Молдавии, Украине, а также в Белоруссии и Поволжье.
Хотя скрипки и другие смычковые инструменты были широко распространены в народе, в среду правящих классов эти инструменты проникали лишь в исключительных случаях. Объясняется это постоянным враждебным отношением со стороны церкви, рассматривавшей эти инструменты как «бесовские игры». Не удивительно, что русские народные скрипки XVI и XVII веков, как и другие инструменты, предшествующие им, не сохранились до наших дней. Лишь в XVIII веке смычковые инструменты получили широкое распространение.
В XVIII веке появляются выдающиеся русские скрипачи-концертанты, среди которых замечательный артист и композитор Иван Евстафьевич Хандошкин. В что же время появляются и мастера по изготовлению смычковых инструментов. Вначале — это иностранцы, приглашенные в Россию, а затем и русские. Среди русских мастеров XVIII и XIX веков было много крепостных, обслуживающих оркестры своих господ. Материалы, из которых эти мастера делали свои инструменты были местные. Наряду с елью для верхних дек применялась сосна. Для изготовления нижних дек употреблялись клен, береза, ольха, липа. Среди работ крепостных мастеров были и весьма удачные инструменты, однако имена этих русских умельцев остались в большинстве неизвестными.
Одним из первых известных талантливых русских мастеров является Иван Андреевич Батов (1767—1841) —крепостной графа Шереметева. В 17 лет Батова отдали в обучение московскому инструментальному мастеру Василию Владимирову. Уже в 1789 г. после обучения в штатах крепостного театра Шереметева значился скрипичный мастер Иван Батов. До Отечественной войны 1812 г. Батов широкой известности не имел. Она пришла к нему только и 1814 г., когда Батов поднес Александру I скрипку своей работы и получил за нее награду 2000 руб. В 1822 г. Иван Батов сделал виолончель, высоко оцененную знаменитым виолончелистом того времени Б. Ромбергом. Батов поднес этот инструмент графу Д. Н. Шереметеву и получил за нее вместе со своей семьей вольную. В 1829 г. Батов представил свои инструменты на петербургскую выставку и получил за скрипку и виолончель Большую серебряную медаль. Батов не терпел поспешности в работе. Имеются сведения о том, что он, работая ежедневно напряженнейшим образом, затрачивал около трех месяцев на изготовление скрипки и около пяти месяцев на изготовление виолончели.
Считая, что для качества звука инструментов одним из важнейших условий является наличие старой выдержанной древесины, Батов затрачивал большие средства на ее приобретение. У Батова до последних дней жизни сохранился запас древесины, заготовленной им еще при Екатерине 2. За свою жизнь Батов изготовил сравнительно небольшое количество инструментов: 41 скрипку, 3 альта и 6 виолончелей, не считая тех, которые он делал для оркестра Шереметева. Кроме этого, Батов изготовил несколько контрабасов, а также делал превосходные гитары. К сожалению, подлинные инструменты Батова встречаются очень редко. Большинство инструментов, приписывавшихся Батову, являются подделками. Пользуясь популярностью Батова, некоторые мастера позже вклеивали в различные, чаще всего в инструменты иностранного происхождения, этикетки с именем прославленного русского мастера и таким образом вызвали значительную путаницу в определении его творчества.

Конструкция скрипки


конструкция скрипки- завиток

- колки

- струны

- шейка

- пяточка

- верхняя дека

- обечайки

- нижняя дека

- эф

- подставка

- ус

- подгрифок

- пуговка

Добавить комментарий