Романтизм.
Музыка в период 1810 - 1910 гг.
Вслед за классическим периодом в развитии классической музыки наступил романтический период. Музыка в романтический период отличается энергией, интенсивностью и страстью. Строгие формы классической музыки обрели экспрессию и выражение. Музыка стала ближе к искусству, литературе и театру.
Людвиг ван Бетховен свои ранние работы творил в традициях классицизма и его лучших представителей - Моцарта и Гайдна, но вскоре стал более смелым и выразительным. Отклонив строгие формулы для симфоний и сонат, он ввел целое новое направление музыки, давая в своих работах ссылки на иные аспекты жизни, например, его Пасторальная Симфония описывает сцены из сельской местности.
Многие композиторы, пишущие симфонии, отозвались на нововведение Бетховена двумя способами - некоторые сохранили формат классической симфонии как структуру для своих собственных идей (Шуберт, Брамс, Дворжак, Чайковский), другие начали создавать симфонии, которые следовали одной основной сюжетной линии или "программе" ("Фантастическая симфония" Берлиоза или "Симфония Фауста" Листа).
Так же, как и симфонии, симфоническая поэма и описательная увертюра были популярны как самостоятельные части оркестровой музыки, которые описывали произведения живописи или поэзии и пробуждали патриотические чувства ("Les preludes" Листа, "Финляндия" Сибелиуса, увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Чайковского и "Ночь на лысой горе" Мусорского).
Романтический период был периодом рождения солистов-виртуозов как явления, исполнители становились звездами своих дней. Список виртуозов воглавляют пианисты Лист и Шопен и скрипач Паганини. Все они были музыкальными бриллиантами эпохи романтизма.
В Германии значительной частью репертуара музыкантов стал романс - идеальная форма для романтизма как единство музыки и поэзии. Шуберт и Брамс создавали очень много романсов. Исполнялись в основном в сопровождении фортепиано.
В середине романтической эпохи взошла звезда Джузеппе Верди, который признан одним из величайших композиторов всех времен. Он перевернул всю итальянскую оперу, представив миру новые сюжеты произведений, часто с социальными, политическими или патриотическими темами, и это в сочетании с прямым и ясным подходом к созданию музыки очень сильно воздействовало на слушателей.
В Германии реформатором оперы стал Рихард Вагнер, он полностью изменил немецкую оперу. До Вагнера действие и музыка в опере были разбиты на отдельные части или короткие номера, так же, как и в современных музыкальных шоу. Аудитория могла аплодировать между номерами, а исполнители раскланиваться на аплодисменты.
Оперы Вагнера написаны как длинная, непрерывно текущая музыка. Характеры персонажей и идеи произведения описывают короткие мелодии, названные лейтмотивами. Для музыки Вагнера важно сочетание гармонии. Это похоже на конструирование - главное, как слова ложатся на музыку, а не только рифмуются между собой.
Идеи Вагнера повлияли на многие музыкальные произведения, на крупномасштабные симфонии Брукнера и Малера и оперы Рихарда Штрауса, и достигли Италии, где Верди и Пучини начали создавать оперы, используя многие из этих идей.
Наступает XX век и, продержавшись еще немного, период романтизма уступает место новым течениям и направлениям в уже ставшей классической музыке. Происходят значительные изменения в музыке - приходит период модернизма.
Знаковые работы периода романтизма в музыке:
Бетховен Симфония № 9
Чайковский "Щелкунчик", Симфония № 6
Шуберт "Зимний путь"
Лист "Симфония Фауста"
Вагнер "Тристан и Изольда", Цикл "Кольцо Нибелунга"
Верди "Риголетто"