Шарль Куапо д’Ассуси Шарль Куапо д’Ассуси (Charles Coypeau d'Assoucy) (16 октября 1605 - 29 октября 1677) - французский композитор, музыкант, актёр и поэт эпохи Барокко, работавший в жанре бурлеск. В середине 1630-х годов взял псевдоним "д’Ассуси".

Шарль Куапо родился в Париже 16 октября 1605 года, первые уроки музыки получил от матери, которая была музыкантом. В восемь-девять лет отец отдал его в иезуитский колледж Клермонт, где он получил хорошее образование. С детства Шарль часто убегал из дома и школы посмотреть на музыкальные и кукольные представления, проходящие на Новом мосту, эти выступления стали основным фактором в формировании его музыкального и поэтического таланта и его тяги к бурлеску (комедийное произведение/представление).

 В семнадцать лет Шарль Куапо покинул Париж и начал долгую жизнь в странствиях по французским провинциям и всей Европе, поначалу едва сводя концы с концами, сочиняя и выступая перед местными элитами и преподавая игру на лютне. В конце 1620-х он был в Италии и овладел игрой на теорбе, инструменте редком для Франции. В начале 1630-х выступал при дворе короля Карла I в Англии, а затем в Нидерландах для Маргариты де Лоррейн, герцогини Орлеанской. В это время он начал называть себя "Шарль Куапо, сеньор из Ассуси" или сокращенно д’Ассуси. В 1636 году он вернулся в Париж, был представлен королю Людовику XIII и вскоре стал сочинять стихи и музыку для королевской семьи, получив должность "рядового музыканта Короля".

В 1642 году он стал членом группы философов, поэтов, музыкантов "Либертинс" (libertins), образованной ученым-философом Пьером Гассенди. Другими членами общества были Сирано де Бержерак, Франсуа Лермит, по прозванию "Тристан Отшельник", Сент-Аман, Поль Скаррон и Мольер. Сент-Аман и Скаррон уже ввели во Франции новый пародийный жанр бурлеск, особенностью которого был контраст серьезной темы (героической или мифологической) и комического языкового оформления с острыми каламбурами и эротическими шутками (туалетным юмором). Д’Ассуси вскоре сам начал сочинять в этом стиле: его первая пародия была "Суд Париса" (1646-47), вторая "Овидий в прекрасном настроении" (1649) по поэме Овидия "Метамарфозы".

Д’Ассуси был востребованным музыкантом и продолжал играть для королевского двора, в 1647 году он сыграл на теорбе в опере Луиджи Росси "Орфей", также он написал часть музыки для опер-балетов "Брак Орфея и Эвридики" (1648) и "Андромеда" (Пьер Корнель,1650) и был назван "одним из самых известных мастеров [музыкального] искусства". В 1650 он выпустил собственное музыкальное комедийное представление "Любовь Аполлона и Дафны", которое считают предшественником оперы на французском языке (этот жанр развил Жан-Батист Люлли в 1670-х).

В конце 1640-х годов группа "Либертинс" распалась. д’Ассуси поссорился сначала со Скарроном, затем с Сирано де Бержераком, с последним у него вышла целая литературная война, выразившаяся в ряде сатирических текстов с обеих сторон.
Летом 1650 года д’Ассуси отправился в Турин, где намеревался получить пост учителя теорбы при дворе герцогства Савойя, но в декабре 1651 возвращается во Францию и в Лангедоке встречается с Мольером и возобновляет сотрудничество с ним, выступая в его труппе. В 1652 Д’Ассуси покидает Мольера и возвращается в Париж, и опять занимает должность придворного музыканта. Он играет для Людовика XIV, сочиняет стихи и песни, даёт уроки игры на лютне и теорбе. 

В 1655 году он спешно покидает Париж и продолжает свои странствия, в это же время начинает сочинение двухтомных "Путешествий сеньора д’Ассуси", в которых в гиперболической форме описывает свои приключения и злоключения, смешивая действительность и фантазию. Его разнообразный талант давал ему вход во все слои общества - от грубых придорожных провинциальных таверен до дворцов правителей и он был свидетелем многих интересных событий и знал многих людей, о чём писал в своей книге.

 Пару лет побродив из города в город, Шарль Куапо Д’Ассуси и его 13-летний паж по имени Пьетро Валентино оказываются в Турине и пробуют устроиться к герцогине (регентше) Савойской, но пожилой даме не нравятся его двусмысленные стихи и манера выступления, и они отправляются в Мантую. Мантуанский герцог Гонзага, пленённый талантом Пьетро Валентино, пытался выкупить его у Д’Ассуси, но получив отказ, похитил мальчика и отправил его в Венецию, где он был кастрирован и обучался у известного мастера Джованни Бичилли. Д’Ассуси отправился по следам мальчика в Венецию, затем в Модену, Флоренцию и, наконец, в 1662 году прибыл в Рим.

В Риме он относительно спокойно и в достатке провёл целых шесть лет, сочиняя для богатых покровителей и получая хорошее вознаграждение. В 1664 году к нему вернулся Пьетро Валентино, Д’Ассуси материально поддерживал  юношу, который пристрастился к алкоголю и стал вором. В 1666-1667 годах Д’Ассуси работал на французского посла, встречался с королевой Швеции Кристиной, находившейся с визитом в Риме, для начинающего композитора Марка-Антуана Шарпантье предоставил "хлеб и кров". 
В ноябре 1667 года был арестован Пьетро Валентино, а в декабре сам Шарль Куапо попал в тюрьму, это был его второй арест за аморальное поведение и гомосексуализм (первое было в 1552 году во Франции в Монпелье). После освобождения он спешно покинул Рим и в 1670 вернулся во Францию.

 В Париже Д’Ассуси возобновил дружбу с Мольером, и тот предложил ему написать музыку для комедии-балета "Мнимый больной", но потом Мольер отказался от этих планов и взял музыку Марка-Антуана Шарпантье. В марте 1673 года Д’Ассуси был вновь заключен в тюрьму. Через пять месяцев, благодаря вмешательству короля Людовика XIV, он был освобожден, назначен на должность королевского музыканта и получил пенсию. Он продолжал сочинять стихи и музыку до самой смерти, в основном восхваляющие короля. 29 октября 1677 года Шарль Куапо д’Ассуси умер в своей парижской квартире.

Добавить комментарий