Золотой Дионис (Denis d'or), 1753 год.

Можно с уверенностью сказать, что "Золотой Дионис" был первым электрическим музыкальным инструментом в истории. Его сконструировал чешский богослов, изобретатель, учёный и большой любитель музыки Вацлав Прокоп Дивис (Vaclav Prokop Divis, 1698-1765). Инструмент получил название в результате схожести в произношении фамилии изобретателя и древнегреческого бога виноделия Диониса. Вацлав Дивис был одним из пионеров в исследовании электричества, он первый в Европе изобрёл громоотвод (независимо от официального изобретателя громоотвода Бенджамина Франклина).

Первое письменное упоминание о "Золотом Дионисе" датировано 1753 годом, но возможно он был построен еще в 1748 году. К сожалению, после смерти автора в 1765 году этот уникальный инструмент был продан и перевезён в Вену, где вскоре исчез без следа.

Сведения об этом иструменте очень скудны, изображения отсутствуют, тем не менее из всего известного можно суммировать следующее: "Золотой Дионис" располагался в деревянном ящике размером приблизительно 150х90х120 см, оборудованном клавиатурой и педалью, и имел 14 регистров, большинство из которых были спаренные. Звук из струн извлекался как у клавикордов, путем удара по струне, а не как у щипковых струнных инструментов, однако система крепления и натяжения многочисленных (их было 790 штук) металлических струн была более сложной. Устройство этого хитроумного изобретения было рассчитано с математической точностью, благодаря чему Дивис мог имитировать звуки целого ряда музыкальных инструментов: клавесина, арфы, лютни и даже некоторых духовых инструментов.

Но главной его особенностью, что и делало его первым электрическим музыкальным инструментом, были заряженные электричеством металлические струны, что повышало качество звука. Это было абсолютной новинкой в то время. Если бы было больше технической документации, то Вацлав Дивис со своим "Золотым Дионисом" мог бы по праву считаться родоначальником электромузыкальных инструментов.


Электрический клавесин, 1759 год.

Первым официально задокументированным электронным музыкальным инструментом является "Электрический клавесин" (Clavecin Electrique), изобретенный иезуитским священником Жаном-Батистом Де Лаборде (Jean-Baptiste De Laborde) в 1759 году. Интересно, что сам изобретатель не имел к музыке никакого отношения, а инструмент явился побочным эффектом его научной работы. Первый действующий экземпляр был построен в Париже в 1761 году и в этом же году автор получил патент на его изобретение. Это был электромеханический инструмент, работа которого была основана на простых принципах электростатики. Клавиатура приводила в действие маленькие металлические молоточки, заряженные статическим электричеством, которые в свою очередь били в колокольчики. 

Во второй половине XIX века, с развитием науки, стали появляться более усовершенствованные инструменты, самыми известными из них являются "Электро-механическое пианино" (1867) швейцарца Гиппса, "Музыкальный телеграф" (1876) американца Элиша Грея, "Поющая арка" (1899) англичанина Уильяма Дудделя и самый известный своим размером и стоимостью "Телгармониум" (1897-1903) американца Таддеуса Кахилла.

В XX веке наступил расцвет электроники и стали создаваться все более совершенные музыкальные устройства, с большими возможностям и чистым звуком. И в настоящее время большинство классических музыкальных инструментов имеют своих электронных аналогов.

ERROR_CONTENT
{/jumi}

 

Комментарии  
-2 #2 Guest 24.10.2010 23:13
Простите, я не сообразил сразу посмотреть в сети: "more than a hundred different tonal voices" (так в оригинале), - это не "тональности", а тембровые краски. Они, как следует из текста, получались путем комбинирования регистров (видимо, по аналогии с органом).
Цитировать
0 #1 Guest 24.10.2010 15:17
"в целом "Золотой Дионис" мог звучать более чем в сотне тональностей"

Как там было у Жванецкого: "скоко-скоко?"
Цитировать
Добавить комментарий