Иоганн Иероним Капсбергер (Johann(es) Hieronymus Kapsberger (Giovanni Girolamo or Giovanni Geronimo Kapsperger)), (ок. 1580 – 17.01.1651) - итальянский композитор и музыкант-виртуоз немецкого происхождения. Известен своими оригинальными сочинениями для сольных инструментов - лютни, теорбы, китарроне.

Иоганн Иероним Капсбергер более известен под итальянским вариантом своего имени Джованни Джироламо Капспергер. Точная дата и место рождения Капсбергера неизвестны, скорее всего он родился в Венеции в семье австрийского полковника Вильгельма Капсбергера, который жил в Венеции. В Венеции в 1604 году он выпустил свою первую книгу "Libro primo" - это была первая в истории публикация музыки для теорбы (разновидность лютни), которая сразу сделала его знаменитым.

В 1605 Капсбергер переехал в Рим, где он быстро стал известен как виртуозный лютнист и получил доступ во многие ведущие аристократические и церковные семьи, где он был равным и уважаемым как "немецкий дворянин". Он культивировал связи с различными влиятельными лицами и организациями, был членом и сам организовал несколько "Академий" (кружки по интересам), которые играли важную роль в художественной жизни того времени. Около 1609 Капсбергер женился на Джеролиме ди Росси и у них было по крайней мере трое детей. В это же время он стал активно выпускать свои книги и только в последующие десять лет вышло более десятка коллекций его музыки, среди них знаменитая "Libro I d'intavolatura di lauto" (1611).

В 1624 Капсбергер поступил на службу к кардиналу Франческо Барберини, где работал с многими знаменитыми композиторами (например, Джироламо Фрескобальди и Стефано Ланди) и поэтами (Франческо Порта и Джулио Роспильози, будущий Папа Климент IX). На службе у кардинала Барберини он был одним из самых высокооплачиваемых музыкантов Рима. Его называли "вторым Монтеверди", он повлиял на самого Фрескобальди (и через него - на всю историю музыки для клавишных инструментов). Капсбергер работал на кардинала до 1646. Он умер в 1651, известна только точная дата похорон 17 января 1651.

Капсбергер сочинял музыку в основном для лютни и её разновидностей - теорбы, китарроне, но также у него есть и другие музыкальные формы - инструментальные танцы, арии, симфонии, мотеты, вилланеллы и мадригалы. Например он написал "Sinfonie a quattro" для оркестра и сольных партий скрипки, трубы, лютни, арфы, клавесина, творчески противопоставляя их сольные звучания друг другу и оркестру, а также основную вокальную работу для церемонии канонизации святого Игнатия Лойолы.

Его музыка для лютни была самой инновационной и выдающейся музыкой того времени, с хорошо подобранными орнаментами и его собственным виртуозным исполнением. Сочинения Капсбергера, особенно токатты, характеризуются спонтанными изменениями, резкими контрастами, необычными ритмическими группировками, иногда его пассажи не соответствуют правилам контрапункта, которые использовались в то время.

Подавляющее большинство критиков-современников высоко оценивали мастерство композиции Капсбергера и его инноваций. Среди них Афанасий Кирхер, который писал о нём: "превосходный гений", "успешно проник в тайны музыки".

Другой известный музыковед Джованни Баттиста Дони изначально поддерживал композитора, а потом, по непонятным причинам, резко отвернулся от него и подверг критике его музыку. Некоторые, такие как Стефано Ланди, отмечали, что исполнительский талант Капсбергера намного превосходил его композиторский. Многие современные музыканты и музыковеды разделяют эту точку зрения.

Независимо от уровня его композиторского мастерства, Капсбергер был одним из основных композиторов лютниевой музыки в эпоху раннего Барокко (вместе с Алессандро Пиччинини) и внес значительный вклад в продвижение европейских щипковых инструментов того времени.

Добавить комментарий