Джованни Валентини (Giovanni Valentini) (около 1582 - 29/30.04.1649) - итальянский композитор, поэт и виртуозный органист и клавесинист эпохи Барокко. Занимал высокие музыкальные должности при нескольких европейских дворах. Запомнился своим новаторским использованием размера такта и как первый учитель Иоганна Каспара Керль.
Джованни Валентини скорее всего родился в Венеции около 1582/3 и, возможно, изучал музыку у Джованни Габриели, но точных сведений о ранних годах его жизни нет. Приблизительно в 1604 Валентини был назначен органистом часовни при дворе Короля Польши Сигизмунда III. Еще во время своей работы в Польше он опубликовал в Венеции две своих первых работы "Canzoni, libro primo" (1609) и "Motecta" (1611). В 1614 году Валентини поступил на службу к будущему императору Священной Римской империи Фердинанду II и переехал в Грац (Австрия). В придворной часовне Граца широко использовались энгармонические инструменты, что имело большое значение для развития стиля Валентини, Придворные отчёты от 1617 хвалят его как виртуозного исполнителя на энгармоническом супер-чембало, имевшем 77 клавиш и охватывавшем 4 октавы.
В 1619 Фердинанд стал императором Священной Римской империи и переехал из Граца в Вену вместе со своим двором и музыкантами. Валентини служил органистом императорского двора в Вене в течение нескольких лет, а затем в 1626 стал капельмейстером, сменив на этом посту Джованни Приули, в 1627/8 он также занял должность руководителя хора в соборе Св.Михаила в Вене. Валентини имел исключительную репутацию и пользовался поддержкой как Фердинанда II, так и Фердинанда III, которому он преподавал музыку, о чем свидетельствуют несколько крупных денежных подарков ему от первого и финансовая поддержка его вдовы от Фердинанда III. По неизвестным причинам после назначения на руководящие должности Валентини практически прекратил сочинять музыку, однако продолжал сочинять и издавал свою поэзию. Он оказался умелым управленцем, организовывая все музыкальные мероприятия императора, в том числе постановку первой венской оперы, также за время его руководства значительно возросло жалованье придворных музыкантов. Должность в соборе Св.Михаила он занимал до 1631, но оставался придворным капельмейстером вплоть до своей смерти в 1649, его преемником стал Антонио Бертали. В 1640-х годах его учеником был Иоганн Каспар Керль, ставший известныи немецким органистом.
Творчество Джованни Валентини по большей части состоит из различных видов вокальной музыки: мадригалы, мессы, мотеты и священные концерты. Из-за того, что у него нет опер или ораторий, его рассматривают как консервативного композитора, это несколько ошибочное мнение, т.к. многие его работы содержат значительные новшества и детально обдуманные эксперименты. Возможно, наиболее показательным примером является его коллекция "Musiche a doi voci is" (1621), она не только содержит одни из самых ранних примеров драматического диалога, но также имеет пассажи размером 5/4 такта и даже 9/8 и 7/8.
Из крупномасштабных священных произведений "Messa, Magnificat et Jubilate Deo" (1621) содержит три работы оркестрованных для семи хоров (в которых больше партий, чем было опубликовано ранее) и одни из первых напечатанных партий для трубы. Остальные мессы Валентини написаны в общем стиле других композиторов, работавших в этом жанре - консервативные антифонные имитационные мессы. Малые произведения, такие как мотеты и псалмы более интересны в музыкальном плане. Большинство из них написаны в современном стиле, с виртуозными инструментальными частями и широко используемым хроматизмом. Мотет "In te Domine speravi" особенно заметен тем, что один из немногих написан с партией для теноровой виолы-бастард. Коллекция духовных концертов, начиная с 1625, входит в число первых духовных произведений, написанных к северу от Альп с широким использованием речитатива.
К наиболее важным светским работам Валентини относят также коллекцию мадригалов "Secondo libro di madrigali" (1616) как одну из первых коллекций мадригалов, в которой сочетаются голос и инструменты. В различных произведениях инструментальные композиции играют различные роли, от простого украшения до полной интеграции в полифоническую текстуру партии. Последний подход также активно использовался им в сборнике "Musiche concertate" (1619).
В целом Валентини опубликовал 12 сборников, ещё много произведений, таких как канцоны, литании, мессы, пьесы для органа и другое осталось в рукописях, доказано, что ещё много работ было потеряно.