Продолжаем обзор композиторов и их произведений, оставивших значительное творческое наследие в опере. Композиторы 1850-1899 года рождения.

Начало см. :
1. Антология оперы. Композиторы 1550-1699
2. Антология оперы. Композиторы 1700-1799
3. Антология оперы. Композиторы 1800-1850

Леош Яначек (1854-1928) - чешский композитор, начал сочинять свои лучшие произведения уже в зрелом возрасте. В его работах чешские народные мелодии органично сочетаются с современными сюжетами о жизни обычных людей. Опера "Её падчерица" ("Енуфа") (1894-1903) сделала его всемирно известным, также очень сильны его оперы "Катя Кабанова" (1921) по "Грозе" Н.Островского, "Средство Макропулоса" (1923-1925) и особенно очаровательная "Приключения лисички-плутовки" (1921-1923). Творческий взлёт Яначека в зрелом возрасте обусловлен гордостью за страну, которая обрела независимость и любовью к женщине, которая была моложе его почти на сорок лет.

Руджеро Леонкавалло (1857-1919) - итальянский композитор, написавший более 20 опер, с его оперы "Паяцы" (1892) началось триумфальное шествие нового направления в искусстве - веризма. "Паяцы" являются традиционным оперным репертуаром и обычно ставятся вместе с другим эталоном веристской оперы - "Сельской честью" Масканьи.

Джакомо Пуччини (1858-1924) -  верный преемник Джузеппе Верди в итальянской опере, признаваемый лучшим из так называемых "веристов". Его "Богема" (1896), "Тоска" (1900), "Мадам Баттерфляй" (1904) и "Турандот" (1926) являются бесспорными оперными шедеврами и редкий оперный театр сегодня осмеливается составить репертуар сезона, не включив в него хотя бы одно из этих произведений Пуччини.

Клод Дебюсси (1862-1918) - как и Бетховен, Дебюсси закончил лишь одну оперу, но его музыка для символической драмы Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда" (1902) является одной из ключевых работ двадцатого века в музыкальной драме. С определенной точки зрения "Пеллеас и Мелизанда" является "анти-оперой", в ней нет запоминающихся мелодий, пение похоже на речь, но Дебюсси использовал утончённые оркестровки для создания неуловимой как сон атмосферы, которая все ещё имеет силу очаровать (или отторгать) слушателей сегодня.

Пьетро Масканьи (1863-1945) - итальянский композитор, известный прежде всего как автор оперы "Сельская честь" (1890), которая является одним из наиболее известных произведений веризма и, как правило, исполняется с другой известной оперой этого направления — "Паяцами" Руджеро Леонкавалло.

Рихард Штраус (1864-1949) - один из немногих композиторов, который смог в первые годы 20-го века принять вызов и дать достойный ответ масштабным, носящим радикальный характер инновационным работам Вагнера. Он написал несколько опер, которые остаются чрезвычайно популярными сегодня, в том числе использующие диссонансы, и по его словам "дошел до крайних границ... способности к восприятию современных ушей" - "Саломея" (1905), "Электра" (1909) и более традиционная "Кавалер розы" (1911).

Ганс Пфицнер (1869-1949) - последователь Вагнера, центральным сочинением Пфицнера считается "музыкальная легенда" "Палестрина" (1917), которая исследует дебаты между традицией и новаторством в музыке на примере реформатора церковной музыки Джованни Пьерлуиджи да Палестрине.

Арнольд Шёнберг (1874-1951) - крупнейший представитель музыкального экспрессионизма и изобретатель 12-тонового тематического стиля (додекафонии). Его самое главное из додекафонических сочинений "Моисей и Аарон" (осталось незавершенным).

Морис Равель (1875-1937) - французский композитор-импрессионист, написал две короткие, но инновационные оперы: лирическая фантазия "Дитя и волшебство" (1925) с детским хором и элиофоном и "Испанский час" (1907).

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) - один из важных и влиятельных композиторов двадцатого века. Не являясь "оперным" композитором, тем не менее сочинил несколько опер разных размеров и стилей, с высшей степенью профессиональной инструментовки. Его шедеврами являются "Соловей" (1908-1914), "История солдата" (1918), "Похождения повесы"(1947-1951), "Потоп" (1962).

Альбан Берг (1885-1935) - австрийский композитор, видный представитель экспрессионизма в музыке. В репертуаре театров присутствуют обе из двух его опер - "Воццек" (1917) и "Лулу" (1937, незаконченая), из-за их атональной музыки и трагического либретто, описывающего простых, "маленьких" людей, популярность этих опер постоянно растёт.

Бела Барток (1881-1945) - написал только одну оперу "Замок герцога Синяя Борода" (1918), которая является одной из ключевых музыкально-театральных работ 20-го века, единственной венгерской оперой с почётным местом в международном оперном репертуаре.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - крупнейший русский (и мировой) современный композитор. Оперные произведения Прокофьева поражают необычайной многогранностью, широтой тематики и жанров, начиная с задорной, комической "Любовь к трем апельсинам" (1921), до мрачной и оккультной "Огненный ангел" (1927) и эпической "Война и мир" (1943-1952).

Джордж Гершвин (1898-1937) - первый "исконный" американский композитор, занявший достойное место в классической музыке. Присутствием в мировом оперном репертуаре обязан первой национальной американской опере "Порги и Бесс" (1935). 

Комментарии  
0 #2 Петр 20.06.2011 17:38
Очень классная подборка!!! Спасибо большое!!! Мне понравилось просто и со вкусом
Цитировать
0 #1 Guest 03.09.2010 11:30
Подборка неплохая, но где композиторы 20 и 21 века? Ждём :-)
Цитировать
Добавить комментарий