Кьяра Маргарита Коццолани (Chiara Margarita Cozzolani) (27 ноября 1602 - 1676/1678) - итальянский композитор, бенедиктинская монахиня.

Кьяра Маргарита Коццолани родилась в зажиточной миланской семье и с детства получила хорошее музыкальное образование, предположительно от членов семьи Рогнони, которые были известными вокальными и инструментальными учителями в городе. В 1619 году, в позднем подростковом возрасте она, по примеру своих сестры, тети и племянницы, ушла в монастырь Святой Радегунды в Милане и провела за его стенами всю жизнь.

Монастырь Святой Радегунды находился возле собора Дуомо и славился своими сестрами, искусными в музицировании. По праздникам посетители со всей Европы собирались в открытой для общественности части церкви, где они могли слышать пение, в то время как монахини оставались невидимыми в своей половине церкви, отделенные стеной. Кьяра Коццолани была в числе лучших исполнителей из примерно ста сестёр монастыря.

В конце 1650-х она стала игуменьей монастыря и активно защищала его в трудные времена в 1660-х, когда архиепископ Альфонсо Литта пытался ограничить "неправильные" контакты монахинь с внешним миром, в том числе музыкальную практику. Слава Коццолани нашла отражение в свидетельстве её современника Филиппо Пичинелли, опубликованном в "Ateneo dei letterati milanesi" (Милан, 1670): "Монахини Святой Радегунды одарены такими редкими и изысканными музыкальными талантами, что они признаны лучшими певцами Италии. Они носят темные одежды монахинь Св. Бенедикта, но, кажется, любой слушатель должен видеть в них белых и мелодичных лебедей, которые наполняют сердца удивлением... Среди этих сестер Донна Кьяра Маргарита Коццолани заслуживает высшей похвалы...". 

После 1676 года монастырские записи больше её не упоминают, возможно она умерла в это время. Монастырь Святой Радегунды был распущен в конце восемнадцатого века.

Кьяра Маргарита Коццолани была наиболее известной и плодовитой композитором-монахиней из около десятка монахинь, которые публиковали собственную музыку в семнадцатом веке. Её творчество была настолько высоко оценено, что в 1640 году ей разрешили опубликовать первый сборник "Primavera di fiori musicali", к сожалению, он не сохранился. Сохранились остальные её коллекции "Духовные концерты" (1642), "Scherzi di sacra melodia" (неполная копия) (1648) и "Псалмы" (1650), большинство работ написаны для одного-пяти голосов с континуо. Хотя она удалилась от общества, тем не менее, её независимые вокальные линии показывают, что она знакома с музыкой Клаудио Монтеверди и другими образцами оперы и монодии. Необычайно высокий уровень сложности её вокальных духовных сочинений предполагает, что исполнительницы-монахини должны были обладать значительными способностями в пении.

Добавить комментарий