Иоганн Рудольф Але (Johann Rudolf Ahle) (24 декабря 1625 - 8 июля 1673) - немецкий композитор, органист, поэт и музыкальный теоретик эпохи Барокко, отец композитора Иоганна Георга Але.

Иоганн Рудольф Але родился 24 декабря 1625 года в Мюльхаузене, Тюрингия. Образование получил сначала в местной гимназии в Мюльхаузене, а затем, примерно с 1643 года в гимназии в Геттингене. Весной 1645 года он поступил в университет Эрфурта  на кафедру богословия. Ничего не известно о его музыкальном образовании, хотя в 1646 году, учась в университете, Але был назначен кантором в начальной школе и церкви Святого Андрея в Эрфурте,  в этот период он стал широко известен как способный органист.

 В 1650 году Иоганн Рудольф Але вернулся в Мюльхаузен, в следующем году он женился на Анне Марии Вольф, их сын, Иоганн Георг Але (1651-1706), также стал известным композитором и органистом. В 1654 году Але занял должность органиста в церкви Св.Власия. Эту должность Але занимал до конца жизни, помимо этого, он был уважаемым в городе человеком и был избран в городской совет в 1656 году, а в 1661 (по другим данным в 1673) стал бургомистром Мюльхаузена. Его непосредственным преемником на должности органиста в церкви Св. Власия стал его сын Иоганн Георг Але, а затем кратковременно Иоганн Себастьян Бах в 1707/08, который был в это время в Мюльхаузене. 

Композиции Иоганна Рудольфа Але очень многочисленны и включают в себя как вокальные, так и инструментальные произведения, в том числе около 60 органных работ. Его опубликованные работы включают "Compendium pro tonellis" (1648), трактат о пении на латинском языке, который переиздавался несколько раз в течение полувека, последнее издание вышло в 1704; "Geistlischen Dialogen" (1648); "Коллекция танцев" (1650); различные сборники "Церковные композиции" (выходившие в 1657, 1658, 1663, 1665); 400 духовных арий и концертов для воскресных служб и фестивалей, симфонии, танцы и др.

За исключением танцев, все остальные его работы имеют духовную направленность и в основном вокальные. В целом эти работы интересны не своей оригинальностью, а наоборот своим традиционализмом, они характерны для музыки Протестантской церкви Тюрингии и Саксонии второй половины 17-го века. Они являются комбинированным наследием разнобразных форм и стилей, в них просматривается влияние различных композиторов, в том числе Михаила Альтенбурга, Андреаса Хаммершмидта, Генриха Шютца и даже итальянцев Клаудио Монтеверди и Джованни Габриэли. Поскольку Але (и отец, и сын) были предшественниками И.С.Баха на должности органиста в церкви Св. Власия, их работы являются прекрасным фоном для исследования музыкальной среды, повлиявшей на стиль раннего Баха. 

Особенно Иоганна Рудольфа Але помнят за большое количество священных песен (арий), которых он создал более 400. В этих ариях, написанных для одного-четырёх голосов с (и без) бассо континуо, композитор использовал тексты из Библии, а также тексты известных поэтов, таких как Иоганн Франк, Мартин Опитцем, Иоганн Рист, Людвиг Старк, и свои собственные. По крайней мере три из его песен до сих пор используются в протестантской службе, а некоторые продолжили свою музыкальную жизнь в составе произведений других композиторов, в частности И.С.Баха (Кантата BWV 60), в работах Иоганнеса Брамса, Альбана Берга ("Скрипичный концерт").

Добавить комментарий