Франческа Каччини (Francesca Caccini) (18.09.1587 – после 1641) - итальянский композитор, лютнист, певица, поэтесса и музыкальный педагог раннего Барокко. Дочь Джулио Каччини. Одна из самых известных и значительных женщин-композиторов между Хильдегард Бинген (12 век) и до середины 19-го века. Её сценическое произведение "Освобождение Руджеро" считается первой оперой, написанной композитором-женщиной.
Франческа Каччини родилась во Флоренции и была первой дочерью уже известного композитора и певца Джулио Каччини. Она получила хорошее гуманитарное образование (латинский и греческий языки, литература, математика), а также, от своего отца, начальное музыкальное образование.
Выступать начала с раннего возраста, её первое публичное выступление было в возрасте 13 лет (1600), она пела в опере своего отца "Эвридика", которую он подготовил к свадьбе Французского короля Генриха IV и Марии Медичи. В начале своей карьеры Франческа выступала с родителями, родственниками и некоторыми учениками Каччини - "Концертом Каччини", после того, как её сестра Сеттимия вышла замуж и уехала в Мантую, ансамбль распался. В 1604, когда вся семья Каччини посетила Францию, своим исполнительским мастерством на арфе, клавесине, лютне, теорбе, гитаре и, конечно, пением, она произвела большое впечатление на Генриха IV, он назвал её "лучшим певцом всей Франции" и попросил остаться на службе при его дворе. Однако, Флорентийские власти запретили ей оставаться и она вернулась в Италию. В 1607 состоялась премьера её собственного первого музыкально-сценического произведения "La stiava" в жанре барриера - турнирное представление с музыкальными диалогами и танцами. Успех представления привёл её к положению придворного музыканта Медичи. В этом же году она вышла замуж за Джованни Баттиста Синьорини, который так же был придворным музыкантом. Единственный их ребёнок, дочь Маргарита родилась почти пятнадцать лет спустя в 1622.
Франческа служила при дворе Медичи в качестве композитора, певца, музыкального педагога и одно время она была самым оплачиваемым музыкантом. Современник и её коллега Кристофор Бронзини отмечает, что она была трудолюбивой, общительной женщиной, по его словам "она не была щедро наделена природой", но это компенсировалось талантом, обаянием, веселостью и грациозными манерами. А также "девушка острейшего интеллекта" была обучена латинскому, греческому языку, риторике, грамматике, была способна импровизировать песни и стихи на французском, испанском, немецком и нескольких диалектах итальянского языка. Постоянно стремилась узнавать новое, особенно была заинтересована в арифметике, геометрии, астрологии, в оккультных науках и философии.
Каччини была плодовитым композитором, не уступающим другим своим коллегам, к примеру, Якопо Пери или Марко да Гальяно, однако очень мало сохранилось её музыки. Большинство сохранившихся произведений написаны для комедий поэта Микеланджело Буонарроти младшего, таких как "La Tancia" (1613), "Il passatempo" (1614) и "La fiera" (1619).
В 1618 она опубликовала сборник "Il primo libro delle musiche", в который вошли 36 сольных песен и дуэтов сопрано/бас в современном стиле, в сборнике представлен большой диапазон произведений, от плачей и до радостных и остроумных песен о любви на итальянском и латинском языках.
Зимой 1625 Каччини представила 75-минутную "комедию-балет" под названием "Освобождение Руджеро", которая была создана к визиту во Флоренцию будущего польского короля Владислава IV. Сочетание в этой опере остроумной иронии и сатиры с моментами удивительной эмоциональной напряженности показывает, что Каччини в полной мере освоила весь спектр музыкально-театральных возможностей своего времени. Опера так понравилась Владиславу, что он повторил эту постановку в Варшаве в 1628.
После кончины первого мужа в 1626, Франческа выходит в 1627 замуж за дворянина Томмазо Раффаэлли, оставляет службу при дворе Медичи и переезжает в дом мужа в городе Лукка. Как жена дворянина, она прекратила публичные выступления, но после того, как овдовела во второй раз в 1630, она попросилась обратно на службу к Медичи, однако из-за своей болезни сразу не смогла приступить к обязанностям. В 1634 Каччини вернулась во Флоренцию вместе со своими двумя детьми и стала придворным учителем музыки, в том числе, для принцессы Медичи и своей дочери Маргариты, но сама больше не выступала. Последнее упоминание о службе Франчески Каччини датируется 8 мая 1641 и более о её судьбе ничего неизвестно.