Джакомо Кариссими (Giacomo Carissimi) (крещен 18 апреля 1605 - 12 января 1674) - итальянский композитор римской музыкальной школы. Один из самых знаменитых мастеров раннего Барокко, считается "отцом ораториии".
Джакомо Кариссими родился в городке Марино, близ Рима, в семье бондаря, крещён 18 апреля 1605 года, о его ранних годах жизни ничего не известно. В 1622 году стал певцом в соборе городка Тиволи, а с 1624 по 1627 органистом этого собора. В 1628-29 годах работал капельмейстером в церкви Сан-Руфино в Ассизи.
Кариссими получил свои самые важные должности в 1629 году: он стал руководителем "Германо-венгерской коллегии" (Collegio Germanico) (семинария) в Риме и капельмейстером собора Св.Аполлинария, принадлежащего коллегии. Германская коллегия была главный центром обучения иезуитов, из ее стен вышло много талантливых людей, в том числе композиторов.
Должность руководителя коллегии пользовалась уважением и обладала значительным влиянием, как капельмейстер Кариссими отвечал за музыкальное обучение студентов, дирижировал хором и сочинял музыку. В 1637 году он был посвящен в сан священника. Кариссими стал известным и уважаемым в Италии и в Европе, ему не раз предлагались другие престижные должности, так он отклонил предложения занять должность капельмейстера после смерти Клаудио Монтеверди в знаменитом соборе Сан-Марко в Венеции, а также отказался служить при дворе губернатора Нидерландов. Кариссими оставался на своих двух должностях вплоть до своей кончины 12 января 1674 года, его музыка широко исполнялась ещё целых сто лет, до роспуска ордена иезуитов в 1773 году, а отдельные произведения ещё дольше.
Джакомо Кариссими сыграл ведущую роль в развитии оратории и кантаты. Очень много его работ были потеряны во время запрета и роспуска ордена иезутитов в 1773 году. Сохранившиеся работы Кариссими включают 17 ораторий (15 на латинском и 2 на итальянском), около 150 камерных кантат (на итальянском), более 200 мотетов (латинские), не менее 12 месс, а также различные другие литургические произведения, инструментальные пьесы и трактат о музыке.
Кариссими установил современную конструкцию оратории: речитативы, арии, дуэты и терцеты, чередующиеся с одним или двумя хорами и инструментальные номера. Он обращается к текстам из Ветхого завета, в речитативах просматривается монодийный стиль Клаудио Монтеверди, но более чистый и усиленный повторениями отдельных фраз и слов. Сочинения Кариссими отличаются обилием красок, чистотой, легкостью и обаянием, среди них шедеврами выразительности сольных и хоровых частей являются "Иеффай" (1649) и "Иона", финальный хор из оратории "Иеффай" был использован Генделем в "Самсоне".
Помимо ораторий Джакомо Кариссими оказал большое влияние на форму кантат, его предшественник Луиджи Росси много сделал для развития этого жанра, но Кариссими был первым композитором, сделавшим кантату наиболее интеллектуальным жанром камерной музыки, практически до конца эпохи Барокко. Большинство его кантат на итальянском языке, для соло сопрано и баса континуо, также есть некоторые для двух и трёх голосов и баса, темы самые разнообразные - любовные, юмористические, религиозные.
Духовные песнопения (мотеты) Кариссими используют в основном такие же формы и стили, как светские кантаты, а мессы демонстрируют его мастерство в традиционном церковном контрапунктическом стиле.
Влияние Джакомо Кариссими на музыку своего времени было очень велико, и как талантливого композитора, чьи произведения широко разошлись по Европе, и как педагога и руководителя учебного заведения. Самыми известными его учениками были Аллесандро Скарлатти и Джованни Баттиста Бассани в Италии, Иоганн Каспар Керль и Кристоф Бернард в Германии, Марк-Антуан Шарпантье во Франции.