Дата рождения: 25 декабря 1871 (6 января 1872)
Место рождения: Москва
Страна: Россия
Дата смерти: 14 (27) апреля 1915
Отец Скрябина А.Н. был дипломатом, а мать талантливой пианисткой. После её ранней смерти отец не мог уделять сыну достаточно времени, Скрябина взяла на воспитание тётка. С раннего детства Скрябин умел играть на фортепиано, позже проявил интерес к композиции, однако по семейной традиции (в его роду было большое количество военных) был отдан в Московский кадетский корпус. Решив посвятить себя музыке, Скрябин начал брать частные уроки у известных музыкантов и преподавателей музыки.
Окончив кадетский корпус, Скрябин поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано и композиции. И в 1892 г. блестяще окончил курс по фортепиано с Малой золотой медалью. Его сокурсником был другой великий русский композитор - Сергей Рахманинов.По окончании консерватории Скрябин решил связать свою жизнь с карьерой концертирующего пианиста.
В августе 1897 г. Скрябин обвенчался с молодой талантливой пианисткой В. И. Исакович и они уехали за границу, где он зарабатывал на жизнь, исполняя преимущественно собственные сочинения. Скрябины вернулись в Россию в 1898 г., в июле этого же года родилась их первая дочь Римма. В 1900 г. родилась дочь Елена, позже в семье Александра Николаевича и Веры Ивановны появятся дочь Мария(1901 г.) и сын Лев(1902 г.).
В сентябре 1898 г. Скрябин был приглашён на должность профессора Московской консерватории, а в 1901 г. начал преподавание в женском Екатерининском институте, однако в 1902 г. он оставляет преподавательскую деятельность, так как она сильно отвлекала его от собственного творчества.
До 1910 г. Скрябин вновь больше времени проводит за рубежом (в основном, во Франции), где выступает как пианист и дирижёр. Вернувшись в Москву, музыкант продолжает концертную деятельность, не переставая сочинять. Последние концерты Скрябина состоялись в начале 1915 г. Композитор умер от сепсиса, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Музыка Скрябина очень своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. Композитора привлекали образы, связанные с огнём, это связано с его поисками возможностей объединения звука и света. В партитуру симфонической поэмы "Прометей" Скрябин впервые в истории включил партию световой клавиатуры.
В ранних сочинениях Скрябин следовал Шопену, даже создавал произведения в тех же жанрах: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны. Однако впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения — три симфонии, "Поэма экстаза", "Прометей". Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была "Мистерия", которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.
Сочинения: 3 симфонии, симфонические "Поэмы Мечты", "Поэма экстаза", "Прометей", концерт для фортепиано с оркестром; для фортепиано — 10 сонат, 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы и др.