Альфонсо Фонтанелли (Alfonso Fontanelli) (15.02.1557 - 11.02.1622) - итальянский композитор, писатель, дипломат, придворный аристократ позднего Возрождения и раннего Барокко. Один из ведущих представителей Феррарской школы искусств конца 16 века, один из первых композиторов в стиле "Вторая практика" при переходе к эпохе Барокко.

Фонтанелли родился в городе Реджо-Эмилия, сын графа Эмилио Фонтанелли. Первое музыкальное образование получил от композитора Гаспаро Пратонери и продемонстрировал талант к сочинительству. Некоторые его произведения сохранились до наших дней.

В 1580 он первый раз женился. В 1584 начал свою карьеру в качестве придворного, государственного деятеля и музыканта в семье Эсте в Ферраре. Состоя на службе семьи Эсте, он впервые отправился в Рим в 1586, где встретился с известным мадригалистом Лукой Маренцио, членом Римской школы композиторов, чей стиль проявился в его музыке.

Его дипломатическая активность принесла ему почет и уважение, за что он был отмечен в 1588 двумя назначениями: он стал "музыкальным советником" в академии Партени в Ферраре и получил место при Феррарском дворе. Его влияние неуклонно возрастало, до тех пор пока в 1597 правящая семья Эсте не переехала в Модену, а Феррарская провинция была включена в Папскую область.

Большая часть сохранившихся произведений Фонтанелли написана в 1590-е и начале 1600-х. Обязанности дипломата подразумевали частые служебные поездки, он посещал Рим, Милан, Флоренцию, Неаполь, в каждом городе общаясь с местными музыкантами. В 1594 он много путешествовал с известным композитором и убийцей Карло Джезуальдо. Его сохранившаяся переписка с Альфонсо II д'Эсте содержит обширную информацию о музыкальной практике того времени. В 1591 умирает его первая жена и он женится на Марии Бианчоли, брак с которой принес много проблем.

После переезда семьи Эсте в Модену, Фонтанелли остаётся у них на службе и в 1600-1601 снова отправляется в Рим и Флоренцию. В ноябре 1601 он узнал, что его жена изменяет ему, и убил её любовника (в отличии от Карло Джезуальдо, который в сходных обстоятельствах убил обоих, Фонтанелли пощадил жену). В качестве наказания он был лишен своих владений и изгнан из земель Эсте. Он нашел убежище у римского кардинала Алессандро д'Эсте, младшего брата герцога Чезаре, который изгнал его Модены, и продолжил свою музыкальную жизнь в Риме. В 1605 он восстановил связь с герцогом и стал официальным представителем Эсте в Риме.

В течение последующих 10 лет он много путешествовал и побывал в Испании в 1611 и 1612 в качестве представителя Эсте. В 1615 он окончательно поселился в Риме и занял заметное место в музыкальной жизни. Ни одной его работы этих лет не сохранилось, однако сохранилось много писем римской аристократии и церковных деятелей о музыкальной жизни Рима тех времен и о видном положении Фонтанелли в ней.

В 1621 Фонтанелли стал священником, а умер в начале 1622 от укуса насекомого.

Наряду с Луццаско Луццаски и Карло Джезуальдо Фонтанелли был одним из лидеров Феррарской школы мадригала в 1590-х, но его музыка была забыта и снова вышла в свет только в середине XX века. Фонтанелли, вероятно, писал только мадригалы, так как ни церковной, ни инструментальной его музыки не сохранилось. Он опубликовал две книги мадригалов для 5 голосов: первую - в Ферраре в 1595, а вторую - в Венеции в 1604. Кроме того, 16 мадригалов неустановленного автора отнесены к его произведениям.

Как Джезуальдо и Луццаски, Фонтанелли писал мадригалы, предназначенные для небольшой аудитории ценителей. Стилистически его музыка использует самую прогрессивную технику времени, в том числе хроматизм и перекрестные связи. Большинство произведений короткие, менее 3-х минут. Но, очевидно, у него нет произведений для сольного голоса и инструментального аккомпанимента. Несколько его мадригалов, вошедшие в первую книгу, написаны для 2-3 голосов сопрано. Вторая книга, которая была написана в Риме, а издана в Венеции, содержит несколько пьес в простом полифоническом стиле, распространенном несколько десятилетий назад. Этот стиль удовлетворял консервативные вкусы слушателей, исполнителей и композиторов Римской школы.

Добавить комментарий