Увертюра "Морская тишь и счастливое плавание" ре мажор соч. 27 (MWV P 5) (1828)

Композитор: Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847).
Оригинальное название: Meeresstille und gluckliche Fahrt op.27 (MWV P 5).
Год создания: 1828/пересмотрена 1834.

Премьера: 1 декабря 1832, Берлин.
Автор темы: Иоганн Гёте.
Продолжительность: 12-13 минут.

Феликс Мендельсон является одним из создателей программной концертной увертюры. "Морская тишь и счастливое плавание" - четвертая из семи увертюр Мендельсона и первая из трёх, тема которой связана с морем (ещё две других: "Гебриды или Финга лова пещера" соч. 26 и "Сказка о прекрасной Мелузине" соч. 32). В основу увертюры легли два коротких стихотворения Гёте "Морская тишь" (1795) и "Счастливое плавание" (1795), эти же стихи использовал Л.Бетховен в 1815 году для своей кантаты с одноимённым названием, Мендельсон в знак уважения создал свою увертюру в той же тональности ре мажор.

Увертюра  состоит из двух картин - первая часть"Спокойное море" - медленное и тревожное введение ко второй части, так как во времена парусников спокойное море - штиль означал катастрофу для экипажа. Вторая часть, в сонатной форме Allegro Vivace, открывается криком чаек, звуками крепчающего ветра и волн и закачивается песней благодарения, фанфарами и восклицанием: "Я вижу землю!".

Первая частная премьера увертюры "Морская тишь и счастливое плавание" прошла 8 сентября 1828 в доме Мендельсона. Общественная премьера состоялась 1 декабря 1832 года в Берлинской вокальной академии. После этого концерта ноты были украдены. В 1834 году Мендельсон переписал увертюру и сегодня нам известна только эта обновлённая версия. Пересмотренный вариант был впервые представлен во время дебютного концерта Мендельсона с оркестром Гевандхауса в Лейпциге 4 октября 1835 года.


Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" си минор, соч. 26 (MWV P 7)

Композитор: Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847).
Оригинальное название: Die Hebriden oder Die Fingalshohle (англ. Fingal’s Cave).
Продолжительность: 10-11 минут.
Дата создания: 16 декабря 1830/20 июня 1832.
Премьера: 14 мая 1832 года в Лондоне.
Форма: сонатная.
Инструменты: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные.

Концертная увертюра "Гебриды, или Фингаловая Пещера" была написана Мендельсоном под впечатлением от посещения Фингаловой пещеры на острове Стаффа, входящем в архипелаг Гебриды, у западных берегов Шотландии. Мендельсон путешествовал по Англии и Шотландии начиная с весны 1829 года, выступая с концертами, в свои 20 лет был уже известным композитором, в его багаже были такие произведения, как увертюра "Сон в летнюю ночь" и октет для струнных (соч.8). Из этой же поездки он привёз наброски Симфонии № 3 "Шотландской", которую завершит много лет спустя.

В середине лета он со своим другом поэтом Карлом Клингеманном прибыл в Шотландию, вдохновленный природой Шотландии он писал в Берлин сестре Фанни: "Для того, чтобы показать, сколь сильно впечатлили меня Гебриды, шлю тебе музыку, которая пришла там в мою голову", и первую фразу увертюры, на следующий день он посетил Фингалову пещеру. Пещера является одной из достопримечательностей Шотландии, в то время она была около 11 метров в высоту и более 60 метров в глубину и знаменита красочными базальтовыми колоннами.

Завершена работа была 16 декабря 1830 года во время его путешествия по Италии. Первоначально Мендельсон назвал увертюру "Одинокий остров" (нем. Die einsame insel), в 1832 году после её переработки он озаглавил пьесу "Гебриды" и посвятил её будущему королю Пруссии Фридриху-Вильгельму IV, это название было во время премьеры в Лондоне 14 мая 1832 года. В 1834 во время публикации появилось название "Фингалова пещера", возможно, под влиянием издателей, которые посчитали его более привлекательным, чем просто "Гебриды".

Увертюра написана в сонатной форме и открывается альтами, виолончелью и фаготами, обозначающими тему одиночества. Вторая тема - красивые кантабиле, ассоциирующиеся с шумом моря, сопровождающиеся своеобразными волнообразными скрипичными эффектами. Разработка этой темы продолжается звуками воя ветра, криков морских птиц и постепенно перерастает в яростный океанский шторм. И сразу возвращается первая тема, и опять чувствуется одиночество, далее следует свободное развитие второй темы. В финале рисуются картины одиночества и гнев океана, мрачное настроение и грусть.

Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" си минор, соч. 26  Н оты

 

 

Добавить комментарий